Вопросы к кандидатам в президенты о состоянии литературы и искусства в Узбекистане

Открытые и горькие вопросы кандидатам в президенты Узбекистана о современном состоянии литературы и искусства в нашей стране

Несмотря на то, что Узбекистан имеет богатое, красочное и великое наследие в области художественной литературы и искусства, наш народ совершенно не осведомлен о значительной части этого наследия, а мировое сообщество не знает ни одного процента. Вы слышите, даже не 1 процент!

Несмотря на то, что официальные лица заявляют, что Узбекистан выходит на мировую арену во всех сферах, в стране пока не произошли следующие очень важные события:

Международная творческая резиденция / литературно-художественная туристическая программа (иностранные поэты, писатели и художники проводят встречи, семинары  у нас, путешествуют по Узбекистану, продвигают нашу страну на своей родине, пишут и публикуют стихи, рассказы, очерки об Узбекистане, а также проводят выставки картин и фотографий по мотивам своих впечатлений);

Международный Дом Творчества (известные зарубежные поэты, писатели и художники со всего мира приезжают и живут в Узбекистане, переводят образцы узбекской литературы, обучают художников и т.д.);

Ежегодный международный фестиваль поэзии (поэты со всего мира приезжают и знакомятся с узбекскими поэтами, знакомятся с произведениями наших классических и современных поэтов, создают проекты творческого сотрудничества, проводят мастер-классы для молодых поэтов и писателей, участвую в чтениях и творческих встречах по всей стране);

Ежегодный международная фестиваль/конференция писателей (ежегодно в Узбекистане собираются мировые писатели, обменяются мнениями и новшествами в мире творчества в зарубежных странах, организуются большие книжные ярмарки).

Более того, ни один город в Узбекистане не включен в список городов литературы или искусства ЮНЕСКО!

Многие до сих пор не знают в Узбекистане, что такое литературное агентство и литературный агент!

Среди сотен членов Союза писателей и Академии художеств Узбекистана, почти никого не видно на мировой арене! Их не видать на сценах международных фестивалей и симпозиумов, выступающих на каком-то иностранном языке!

Большинство узбекских поэтов, писателей и художников вообще не знают иностранных языков. У нас нет какой-либо организации или механизма, направляющий творческих людей как выйти на мировой уровень, как публиковать свои работы за рубежом, как участвовать в международных фестивалях, в творческих резиденциях, как правильно установить международные творческие отношения, и учиться за границей!

 

Нет крупного института (например, такого как Гёте Институт в Ташкенте), который продвигает и знакомит с узбекской литературой, искусством, культурой и различными традициями и ценностями за рубежом. Кто-нибудь верит, что недавно открывшийся фонд «Ватандош» что-нибудь сделает?

Произведения самых известных представителей отечественной литературы не переводятся на мировые языки. Например, даже один процент произведений Алишера Навои не переведен хотя бы на английский! Почему нам не стыдно все время говорить, что Навои известен миру?! Кто-нибудь спрашивал, работает ли Фонд «Навои», который открылся в конце прошлого года, и что он вообще делает?

Практически никто за рубежом не знает классиков, и особенно современных писателей, поэтов и художников Узбекистана, которые живут в разных областей страны и в Каракалпакстане!

Куда уходят средства областных администраций, выделенных для сферы литературы и искусства? Или есть что-то более важное в этой сфере, чем обучение молодых талантов иностранному языку, отправка поэтов, писателей и художников в творческие поездки за границу, привлечение их на переводы и мастер-классы?!

Когда и кто будет создавать централизованную организацию художественных переводчиков Узбекистана?

Деятельность государственной музеев литературы и домов-музеев очень слабая, им иногда придется ждать специального разрешения для проведения даже творческих встреч. Например, в Хивинском музее Огахи нет ни одного исторического экспоната! Музей «Олтин мерос» в Намангане находится в запущенном состоянии.

Современные узбекские писатели, поэты и художники – творческие люди в целом – считают своей главной целью членство в союзы, использование бесплатной клиники, привилегированной квартиры, загородной дачи и награды, и очень мало думают о повышении своих знаний, изучении мировых языков. Есть ли что-нибудь более смущающее, чем подача заявки на награду или титул своими руками, типа «пожалуйста, награждайте меня!»?!

Выпускники Университета узбекского языка и литературы, отвечающие за некоторые из вышеперечисленных задач, не собираются открывать собственное творческое дело и часто погружаются в местные дела в редакции газеты или на телевидении. Другая группа молодых талантов уехала за границу в поисках работы, и очень немногие уехали учиться. Поэтому были созданы университеты литературы и искусства?

Делает ли AOKA, которое должно заниматься продвижением узбекской литературы, что-то стоящее в этом отношении?

Имеется очень малое количество частных галерей в Узбекистане, но государство часто их игнорирует.

Самого известного узбекского писателя Абдулхамида Исмаила, широко известного за рубежом, не пускают в Узбекистан. Кто-нибудь может сказать, почему?

Кто-нибудь думает о привлечении узбекских творческих людей к дипломатии и международным отношениям? Кто-нибудь думает о том, чтобы среди них вышли послы и атташе по культуре?

Учащиеся творческих школ столицы и регионов вновь мечтают только о вступлении в члены Союза писателей или художников. В них не воспитывают навыки критического творческого мышления.

Предложения 84-летнего народного поэта Джамола Камола издавать не свои собственные книги, а его переводы бесценных произведений Низами, «футболят» с президентского портала в хокимияты и дальше.

Вы говорите, что скучаете по беседе с нашими великими поэтами А. Ариповым и Э. Вахидовым. А когда позаботитесь о таких как Джамол Камол и Ибрагим Хаккуле, которые находятся рядом и живут с нами, и получите их ценный совет и руководство?

Неужели великий национальный поэт Рауф Парфи и такие настоящие мастера творчества, как он, считаются чужими из-за того, что не хотят служить дворцу?

Вы понимаете, что ответы на эти вопросы, которые я задаю вам сейчас, также находятся внутри этих вопросов?

В то время как мы «изучаем зарубежный опыт» во всех сферах, почему мы не можем взять лучший и самый необходимый зарубежный опыт в творческой сфере?

Я за переход узбекской литературы и искусства с государственной на путь самостоятельного развития, как в самых передовых странах.

Для этого, конечно, я бы сказал, что необходимо немедленно законодательно закрепить создание соответствующих льгот для благотворителей, бизнесменов, донорских организаций, поддерживающих литературу и искусство, а также различные творческие проекты.

Можете ли вы ответить на эти вопросы во время своих предвыборных кампаний?

Я верю, что народ, имевший наибольшее количество сильных, бесстрашных, свободных творческих людей, будет всегда жить свободно и благополучно. А вы согласны со мной?

Аъзам Абидов

Координатор Всемирного движения поэзии (WPM) в Узбекистане